Православная миссия во всем мире
Православная миссия во всем мире

О невозможности спасении вне Церкви

Антон Дулевич 28.01.2020

ГОРДОСТЬ ЗА МНИМЫМ СЕРДОБОЛИЕМ

Множество не принимающих святоотеческое учение о том, что вне Церкви нет спасения, а также тех, кто, считая себя «христианином», не желает соглашаться со словами Христа относительно вечных мучений нераскаянных грешников, апеллируют своим собственным недоумением, выражающимся примерно так: «Как же так возможно, чтобы любящий Господь допустил гибель стольких людей? Это учение несовместимо с учением о любви Божией». Для не доверяющих учению Церкви это заявление может показаться «аргументом», но, на самом деле, данного недоумения никогда не было у святых отцов, учивших так, как учили их отцы-предшественники. Причиной тому было то, что святые не доверяли своему рассудку и свои душевным размышлениям, но, верили так, как учит Бог, дающий Своё Откровение Своей Церкви. Они, по смирению, доверяли слову Господа.

Может показаться, что «аргумент» не доверяющих святым отцам имеет под собой благую почву сердоболия, но, на самом деле — наоборот. И святитель Феофан Затворник и преподобный Варсонофий Оптинский отвечали недоумевающим о совмещении любви Божией и вечных мук, что не надо ставить себя сердобольнее Самого Господа, провозгласившего таковую участь для нераскаянных. Сердоболие заключается в оказании помощи заблудшим людей, а не в вольнодумном умозаключении об их спасении без их желания. Сердоболие о спасении тех, кто вне Церкви — искренне переживание о их просвещении и посильное участие (насколько это возможно) в этом, а не снятие с себя ответственности за то, что я мог для них сделать, но не захотел, оправдав себя тем, что «Бог всех любит и не допустит, чтобы столько много людей погибло для вечности». Это как переживания за голодающих где-нибудь, в Африке. Помочь им чем-то, может быть и сложно, но, истинное сердоболие не может скрыть переживания, которое оно обращает в молитву. Переживаний же за участь некрещённых и тех, кто живёт без Церкви, среди сторонников гуманистического богословия лично я не встречал.

Ну, и самое главное, что хотелось бы сказать: допытывание до сути вещей, открытых Богом, но, до определённой степени, тайных, не разъясняемых рассудком, есть порождение гордости. Это тот момент, когда Церковь открыла волю Господа, но человеческий ум не соглашается, потому, что ему требуется рациональное разрешение его недоумений по данному вопросу...

Евангелие показывает то, как христианин должен воспринимает открытое Церковью учение: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк.18:17). да, именно Церковью, потому что она — наша Мать и учительница. Это Она нам сообщила то, что 27 книг, которые мы называем «Новым Заветом», есть Откровение Божией Его народу. Именно Она устами святых и богоносных отцов учит нас, как и во что верить. И дальше можно посмотреть толкование блаженного Феофилакта на этот стих: «Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом. ИБО КТО ИЗЛИШНЕ ЛЮБОПЫТСТВУЕТ И ВСЕГДА СПРАШИВАЕТ: КАК ЭТО? – ТОТ ПОГИБНЕТ СО СВОИМ НЕВЕРИЕМ И НЕ ВОЙДЕТ В ЦАРСТВИЕ, КОТОРОГО НЕ ХОТЕЛ ПРИНЯТЬ В ПРОСТОТЕ, БЕЗ ЛЮБОПЫТСТВА И СО СМИРЕНИЕМ». Это ответ на то, почему у святых не было недоумений, которые свойственны сторонникам лжеучителя Осипова, отвергающего учение* того же святителя Игнатия (Брянчанинова), на которого он сам ссылается, когда удобно.

Мнимое сердоболие — есть и отсутствие веры. Неимение доверия Господу, однажды повелевшего Аврааму принести в жертву собственного сына... Что должен был подумать Авраам? Если бы он не имел смирения перед словом Божиим, а был подобен сторонникам профессора, то, он был размыслил так: «Нет, Бог есть Любовь и только Любовь. Он никак не может повелеть принести в жертву моего сына, которого Он любит... Это не согласуется с Любовью Божией». Если бы Авраам не имел смирения и доверия Богу, и, если бы он так подумал, то, поверил бы он, что это повеление от Бога? Стал бы он его исполнять? Смирение и вера Авраама в тот момент были выше и сильнее его человеческого рассудка, на который ссылаются верующие во спасение без Крещения, без Церкви.

А вот, что говорит святитель Феофан Затворник тем, кто имеет недоумение о том, что учение о вечных мучениях якобы не согласуется со свойством Божественной любви: «Ты стоишь за благость и милосердие Божие. Но речь твоя имела бы смысл, если бы вечность мук определили люди, – безжалостные и неумолимые ригористы. Тогда резонно было бы возразить им: ваше положение не может быть принято, потому что оно противно благости Божией. Но когда такое определение постановил Сам Господь, – всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лицо говорить Ему: быть не может, это противно Твоей благости? – как будто бы Он говорил неизвестно что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? – Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостию. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам».
* Почему спасутся только Православные? Ответ святителя Игнатия (Брянчанинова) -https://clck.ru/M5rNV

P.S. ЧЕМУ УЧАТ СВЯТЫЕ:
— Священномученик Киприан Карфагенский:
«Вне ее <Церкви> нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви»

— Святитель Митрофан Воронежский:
«...Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись»

— Святитель Феофан Затворник:
«В Церкви, и ТОЛЬКО В НЕЙ одной, всё устроено к нашему спасению, посему отпадающий от нее не имеет чем спасти себя»

— Святитель Афанасий Великий:
«Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет»

— Св.праведный Иоанн Кронштадский:
«Нечестивии не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики…, лютеране… и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники»

— Св. Паисий Величковский:
“Я же, при всем моем недостоинстве, принимая во внимание,что вы от меня ищете наставление, могу ответить вам следующее: Премилостивый Бог совершает спасение православных христиан православной верою, добрыми делами и своей благодатию. Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая Соборная и Апостольская Церковь, и без этой веры невозможно спастись кому бы то ни было”.

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)
«Что же делать нам, стражам дома Израилева, чтобы удержать овец Христовых в спасительной ограде Церкви Православной? Нужно разъяснять, что вне Церкви — нет спасения».

В тему:
— Эксперимент для верующих во спасение без Церкви - https://clck.ru/M5y9m
— Кощунство учения о спасении вне Церкви - https://clck.ru/M5yEE
— Ответ святителя Феофана сторонником Осипова на 9 возражений относительно учения о вечных муках - https://clck.ru/M5yFK
— Спасение — только в Теле Христа - https://clck.ru/M5yPM
— «Вне Церкви нет спасения». о. Георгий Максимов. Разбор возражений противников святоотеческого учения - https://clck.ru/Gic5G

 

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.