Православная миссия во всем мире
Православная миссия во всем мире

Выстраданная радость

Антон Дулевич 08.02.2020

9 февраля — день празднования памяти Новомучеников и исповедников Русской Церкви! В этот день сердце всегда наполняется пасхальной радостью, видимо, от ощущения близости русских Новомучеников, которые в каноне, им посвященным, именуются нашими «сродниками». И эта наша пасхальная радость была выстрадана ими. В этот день всегда хочется много сказать о них, наших святых сродниках, прославивших Христа своей пролитой кровью. Ведь, благодарю их мужеству мы можем сейчас соединяться со Христом в Таинствах и свободно исповедывать истинную веру.

В этот день, когда небесная Церковь торжествует воедино с Церковью земной, как-то по особому чувствуется покровительство, забота и, особенно, любовь Новомучеников. Чувствуется и собственная ответственность перед ними, ведь благодаря их подвигу Господь не сдвинул светильник Русской Церкви, а сохранил Её, когда она была уже на грани уничтожения. Благодарим вас, наши дорогие сродники небесные! Благодарим за ваши страдания, и теперешнюю любовь и заботу! Величаем вас! Сам много раз был свидетелем чудесной благодатной помощи святых Новомучеников и могу сказать, что они очень близки к нам и всегда быстро отзываются на наши просьбы.

***

Когда лукавство обращается в славу

Почему большевики не ставили в протоколах причиной расстрела Новомучеников: «За исповедание Христа»? Потому, что боялись, что народ будет прославлять убиенных как мучеников. Поэтому коммунисты и выдумывали всякие «агитировал против партии», «провоцировал тунеядство в колхозе» и т.п. Пытаясь тем самым ещё и спрятать свою ненависть ко Господу и к Церкви, эти слуги диавола невольно преумножили славу Новомучеников. Каким образом?

Подвиг Новомучеников стал ещё ярче благодаря тому, что им пришлось преодолеть больше трудностей. Ведь одно дело отказаться от всего ради Христа, когда тебя призывают от Него отречься, а другое дело — сохранить твердость, когда тебе пришивают клеймо «враг народа» за то, что ты не делал. Зная, что придеться страдать за Христа, у мучеников не могло быть сомнений в решении стоять до конца, а вот когда диавол устами разных лживых уст пытался заставить поверить в то, что ты не прав — тут требуется особое мужество, чтобы не сломаться. Ведь в такой ситуации ради сохранения собственной жизни гораздо проще признать, что ты воевал с компартией, чем стоять на своем.

Мне кажется, что через это совершился и некоторый Промысел Божий. Возможно, Господь попустил такое лукавство «красных» и для того, чтобы обезопасить убиенных от высоких помыслов о себе. Когда на христианина идет сильное моральное давление со стороны окружающих с укорением его определенных взгядов на жизнь, то у него может и вовсе не возникнуть помысла о том, что в данный момент ему приходиться страдать именно за Христа. Когда бьют прикладом в лицо с криком «за твою христианскую веру!» — это одно, а когда угрожают расправой за непризнание нарушения тобой закона Советского Союза — тут не так уж много поводов возгордиться.

Прошло время — и настоящие цели задержаний и расстрелов стали очевидны всем. Прошло время — и Христос прославил Своих свидетелей. Вот так и обратил Господь лукавство большевиков в бОльшую славу Новомучеников.

***

Возмездие Новомучеников

Как-то на библейском занятии изучали интересный отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея о том, как Господь обличал фарисеев за лицемерие при строительстве гробниц пророков. Поскольку с толкованием этого эпизода практически никто не был знаком — до разъяснений свт.Иоанна Златоуста участники пытались сами понять о чем здесь речь.
Казалось бы, противоречие: если строить гробницы пророкам — дело доброе, то за что Христос порицал фарисеев? Если же фарисеи осуждают дела своих отцов, то почему удостаиваются нареканий от Господа? Если же дела своих отцов-убийц они одобряют, то, каким образом они идут против своей же идеологии, сооружая памятники пророкам? Ответ святителя Иоанна: данные памятники строились фарисеями как трофеи, как память не об убитых, а о самих убийствах. Кто-то сразу не понял. Родился следующий пример: если бы какой-нибудь современный глава компартии решился построить памятник святым Царственным Страстотерпцам или новомученикам, то, наверное, возникла бы ситуация, идентичная евангельской. И появились бы теже вопросы: как совместить неосуждение репрессий и возведение памятника жертвам этих же репрессий? Христос же осудил их не за само строительство, а за лицемерие, с которым они это делали. Надо же,лицемерия в них было столько, что даже хватило для того, чтобы внешне преодолеть причастность собственной идеологии.
Далее разговор перешел в русло памяти новомучеников в контексте сего отрывка. Пришли к таким мыслям: раньше наша Поместная Церковь почитала 450 русских святых. Сейчас к ним добавилось 1800 новомучеников,т.е. 4/5 русских святых — убиенные за Слово.В ХХ веке они отрядами шли на Небо в подпрестольные обители мучеников. То, что убиенные за Слово мученики назодятся под Престолом Бога и молятся о возмездии за невинно пролитую кровь, мы знаем из 6-й главы Апокалипсиса. Следовательно, дерзнем предположить, о чем в 1930-40-е годы молились 80% русских святых. И именно в день празднования их памяти, 22 июня 1941-го, оно началось... Новомученики явно не желали, чтобы храмы закрывались. Процесс закрытия церквей приостановила именно война. 25-26 стихи о вымытых чашах, той же главы Евангелия от Матфея — как причина революции. А сюжет о строителях гробниц — как то, что происходит после нее.
Сегодня некоторые христиане умудряются губами целовать иконы с изображениями Новомучеников, а в сердце оправдывать коммунизм, как будто бы он тут как бы и ни причем.Вот вам и чаша, вот и гробы, вот и украшенные гробницы. В первом как в двадцать первом.

***
Не вознестись по — фарисейски

Несомненно, что причины революции и последующих гонений на Русскую Церковь – это охлаждение в вере внутри самого православного народа. Ещё за 7 лет до начала гонений священномученик Серафим (Чичагов) предсказывал начало кровопролития, видя отсутствие благочестия у духовенства и у мирян. И можно проследить, что в первые века гонения на христиан были вызваны их горячностью в вере, а во времена после императора Константина гонения попускались Богом за холодность в вере.
И вот, осознавая тот факт, что гонения были попущены по причине равнодушия к вере и отсутствия подлинного благочестия, к нам может прокрасться мысль, подобная той, что была у фарисея в евангельском отрывке, читаемом в этом году в день памяти Новомучеников: «мы же то, не такие, как они». Внешне у нас, сейчас духовной подъем, строятся храмы, воскресные школы и так далее… Но ход мыслей фарисея крайне опасен. Ведь всегда, после того, как задирается нос следует вразумление. Вспоминается евангельские слова Христа о падении Силоамской башни: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13).
Безопасный ход мыслей был именно у мытаря, бившего себя в грудь и повторявшего «Боже, буди милостив ми грешному». Если наш народ будет осознавать то, что мы никуда не лучше русских христиан начала ХХ века, то, возможно, беда кровопролитных гонений может и миновать. Ведь, когда человек (или народ) знает, что он хуже другого, то у него есть возможность стремиться к собственному изменению. А когда он самодоволен – стремиться уже не к чему. Поэтому, фарисейское самодовольство — это шлагбаум на пути к святости. Все, приехали, ведь я уже свят…
Поэтому, если народ вместо осознания своей греховности будет кичиться тем, что, мол, у нас сейчас есть повод для гордости, так как мы живем во времена духовного подъема, — Господь может все это быстро проверить, попустив гонения, которые очищают Церковь от гордости и превозношения.
Год столетия начала гонений на Русскую Церковь накладывает некоторую ответственность. Сегодня гонения совершаются в Сирии и Ираке, Йемене, Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане и в любой момент эта волна может докатиться и до России.

***
Некоторая статистика:
— Общее количество православных, подвергнувшихся различным гонениям – более 100 млн;
— Пострадавшие за Христа от 500.000 до 1 млн. (из них 320.000 священнослужителей);
— В начале ХХ века наша Церковь почитала 450 русских святых. Сейчас к ним добавилось 1800 новомучеников, т.е. 4/5 русских святых — убиенные за Слово;
— В 1937 году было арестовано 136 900 священнослужителей, из них уничтожено около 85.300 расстреляно;
— в 1938 арестовано 28.300, расстреляно 21.500;
в 1939 арестовано 1500, расстреляно 900;
— в 1940 арестовано 5400, расстреляно 1100;
— в 1941 арестовано 5100, расстреляно 1900;
— К 1939 году из 60.000 храмов (действующих в 1917г.) незакрытыми остались только около 100 церквей;
— К 1939 г. на свободе оставалось только 4 архиерея;

В тему:
— Подражаем ли мы вере Новомучеников? - https://clck.ru/DWYig
— «Ибо они — наши лучшие и верные друзья...» https://clck.ru/FCHnp
— 33 цитаты о миссии священномученика Онуфрия (Гагалюка) - https://clck.ru/DDreX
— Дружба со святыми - https://clck.ru/DWYJC
— Подражаем ли мы вере Новомучеников? - https://clck.ru/DWYig
— Как священномученик Тихон (Никаноров) нам помогал - https://clck.ru/DWYgv
— Помощь священномученика Захарии (Лобова) - https://clck.ru/CP63u

 

Свящ-Георгий Максимов 09.02.2020

Сегодня день памяти новомучеников и исповедников Российских. Несколько лет назад я опубликовал брошюру, в которой кратко, но на конкретных примерах, постарался описать их подвиг — для тех, кому трудно найти время на чтение больших сборников житий. Если кто не читал, даю ссылку на текст брошюры:
https://yadi.sk/i/IdiH4zt7h67UL

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.