Ректор Миссионерского института Екатеринбурга Наталия Дьячкова о защите нашей веры

Интервью 2018 года

Наталия Александровна Дьячкова — о миссии, о бесполезности миссии среди воинствующих атеистов, комментариях в  социальных сетях, о бесполезности полемики.

Доброго вам дня, уважаемые зрители! В прямом эфире телеканала «Союз» программа «Есть что сказать» , в студии Дмитрий Бродовиков.

В гостях у нас я сегодня рад приветствовать ректора Миссионерского института Екатеринбургской епархии Наталию Александровну Дьячкову. Наталия Александровна, спасибо что пришли, здравствуйте.

— Здравствуйте.

— Ну вот небольшую часть нашего эфирного времени предлагаю поговорить о миссионерстве и миссионерах. Давайте начнем с того, как беседовать с людьми, имеющими другую веру, иноверцы или, может быть, которые не имеют веру, не верят в Бога. Стоит ли их переубеждать и стоит ли вступать какую-то такую ярую полемику?

— Мне кажется, здесь должен быть такой общий принцип: проповедовать только тем, кто хочет услышать слово Божие. Насильно свою святыню давать мы не должны, я думаю, что не стоит. Что такое полемика? Ведь полемика это не просто спор, а это спор, в основе которого лежит конфронтация, то есть каждая из сторон хочет доказать свое. И в споре, в таком споре истина не рождается. И если мы говорим там об иноверцах или об атеистах, то нужно сказать, что атеист атеисту рознь, иноверец иноверцу рознь. Если человек расположен к православию, к вам лично, и спрашивает вас и хотел бы узнать о вашей вере, то с таким человеком, безусловно, можно вести диалог. Но если это злобный атеист,  у которого нет цели познать истину, а есть только цель поглумиться над нашей верой, над нашими священниками, над церковью, то, конечно, эти люди — они одержимы злыми духами. И с такими людьми, конечно, мы не должны беседовать и тем более полемизировать, и прежде всего, потому что мы, во-первых, мы их ни в чем не убедим, а, во-вторых, потому что мы можем навредить своей душе, потеряем душевный мир, получим такой соблазн к осуждению, гневу, к раздражительности. Ну и, конечно, я думаю, что мы должны помнить слова Спасителя «Не давайте святыни псам и не мечите ваш жемчуг перед свиньями, чтобы они не втоптали грязь и, обернувшись, не набросились на вас, не растерзали вас». Ну как они нас могут растерзать? Духовно могут нас растерзать. Я уже сказала, мы потеряем душевный мир, покой, начнем осуждать, злиться, раздражаться. То есть и пользы никакой не получим, результаты не получим, ни убедим их ни в чем, но и навредим своей душе. Вот я думаю так, такой принцип должен быть.

— Да, но скажите, пожалуйста, вот если могут растерзать духовно  сейчас в наши дни, то, вот допустим, сколько примеров знает церковь мучеников, которые отправлялись в другие страны, в языческие страны, приезжая туда проповедовать слово Божие и были растерзаны физически.

— Конечно, это святые люди, святые люди — это не то что мы, грешники. Как один грешный человек может поучать другого грешного человека? Ведь мы должны вынуть бревно из своего глаза, прежде чем сучец с глаза своего ближнего. Об этом тоже нужно помнить и не быть таким самонадеянным и думать, что вот я сейчас ему скажу и вот он поймет и уверует. Он уверует, если его Господь приведет к вере. Конечно,  примеры святых для нас — это примеры, образцы, но я повторяю —  нужно быть очень осторожным и не терять рассудительности. Вот это такая как добродетель — христианское рассуждение. Да, и нужно помнить, я думаю, вот этот псалом, первый, к в котором сказано: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых».  Может быть нам нужно сторониться таких людей, не идти на совет нечестивых. И еще раз: вот мое глубокое убеждение состоит в том, что люди разные и, повторяю, если человек расположен услышать слово Божие, с таким можно говорить и может быть даже и в полемику вступить. Но если это просто злобный хулитель кощунник,  мы их знаем, не будем называть их имена, то я думаю, что в открытую полемику вступать с ним не стоит. Это бесполезно. И, более того, это даже вредно.

И так думаю, вот можно, если мы там социальных сетях как-то активны или просматриваем передачи, различные видеоролики на видеохостинге youtube, то можно оставлять свои комментарии, по крайней мере, я так делаю. Но этот комментарий должен быть корректным, не нужно опускаться на уровень вот такой низменной полемики, когда оппоненты оскорбляют, обзывают друг друга. Я этого себе никогда не позволяю и, более того, я такому человеку пишу даже «Вы» всегда с большой буквы. Нужно соблюдать речевой этикет. Эти комментарии должны быть краткими, по сути, не нужно злоупотреблять огромными цитатами там из священного писания или сочинений святых отцов. По двум причинам: во-первых сегодняшний современный человек такие длинные тексты не читает, а во-вторых вот используя этот аргумент к авторитету, мы не добиваемся цели, потому что, например, там Ириней Лионский писал или святитель Игнатий Брянчанинов говорил — эти имена, они ценны только для нас, эти люди авторитетны для нас. Для людей светских они ничего не значат. Поэтому это тоже метать бисер.  Итак комментарий должен быть лаконичным, корректным, без больших цитат.

И, вот что важно, Дмитрий, мне кажется, что в таких комментариях мы адресуемся не столько вот к нашему прямому этому злобному атеисту или злобному хулителю, а мы надеемся на то, что наш комментарий прочитаю третьи лица другие люди, которые зайдут вот на эту страницу и, может быть, кого это заставит задуматься, может быть чьей-то душе это найдет отклик. То есть в первую очередь мы, конечно, рассчитываем на третьих лиц. И я часто получаю ну так называемые лайки, что вот ваш комментарий понравился и я с вами солидарен. Это всегда очень приятно, иногда на такие комментарии кто-то что-то отвечает и, если я вижу, что человек действительно задает вопрос по существу, я отвечаю. Если я вижу, что это просто совопросник века сего, но то есть вот ему хочется спорить, чтобы спорить — я такие комментарии не отвечаю.

— Ну да, если бы в наш век интернета за каждым определенным ником скрывался бы не просто ник и IP-адрес, а конкретный человек с конкретной фотографией, именем и фамилией, то, конечно, диалог в интернете, в социальных сетях на видеохостингах был бы конструктивный, был бы совсем другой. Ведь сложно себе представить, что вы собралось, скажем, 100-150 человек и, не зная друг дружку, покрывали бы бранные речи и бранными выражениями. Понятное дело, что найдется тот, кто сможет утихомирить всех остальных. Но вот все-таки, как считаете, вот с теми людьми, которые не хотят вступать в полемику, которые просто хотят вот позлить, выплеснуть свой какой-то яд, — вообще не стоит вступать в какой-то диалог?

— Нет, конечно. Нужно игнорировать их. Они ведь в известном смысле это больные люди, они какой-то такой иррациональной злобой одержимы, им ничего нельзя доказать. Они просто одержимы злыми духами. Вот я, ну вы знаете, может быть, кого я даже имею ввиду, не хочу эти фамилий в эфире произносить, они всем известны, есть такие люди. Ну просто смотришь на них, и хочется сказать: наверное, какой-то бесноватый человек. Они это самонадеянны, очень гордые люди, какие-то такие нарциссы. Вот они упиваются, может быть, своим остроумием, своим сарказмом. Ну вот такой они выбрали путь, это их мировоззрение, это их убеждения. Ну может быть и настанет такой момент, когда они прозреют, Господь их вразумит, приведет их, они придут к вере, покаются. Ведь мы знаем, что Савл гнал Бога, а потом обратился и стал апостолом Павлом. Мы ничего не знаем. Вот может быть ещё и поэтому не стоит их обличать и спорить с ними, потому что неисповедимы пути Господни, может быть он завтра покается, обратится, а я сегодня уже его там обижала, осуждала.

— Расскажите, если там, может быть,  лет   назад актуальным в миссионерстве, такой проповеди, был прямой выход в массы, разговор человека с человеком, это прямо из и сейчас актуально. Для того чтобы этот разговор состоялся, надо чтобы как минимум второй человек, с которым он хочет поговорить, был заинтересован в этом диалоге. Даже поговорить со священнослужителем для людей, которые не заходят в церковь или храм, это вот что-то из ряда фантастики, то в наши дни особенно актуально является проповедь в интернете. Хорошо, что вы затронули эту тему и про комментарии. В наши дни миссионерская деятельность как представлена в интернете? Что такого можно придумать для того, чтобы это было не богословски нравоучительно, а как-то так жизненно, с жизненными примерами, с жизненными историями о людях верующих, овере?

— Я знаю что у многих священников ей своей странице в фейсбуке и в вконтакте там они отвечают на вопросы, какие-то тексты выкладывают. ну какие еще могут быть способы? есть православные ресурсы, есть сайты православия мир, и но я думаю что в какой-то мере наш сайт миссионерского института тоже хоть маленькую лепту в это вносит. ну вот я думаю так страницы и социальные сети и блоги и сайты — вот это один из сегодняшних способов такого миссионерство

— То есть современному миссионеру надо держать руку на пульсе

— Конечно. Поэтому наши студенты, у нас есть информатика, мы их обучаем работе с компьютером, работать в интернете, так что они у нас в этом смысле подготовленные, подкованные люди.

— Скажите пожалуйста, вот еще такой вопрос. Он может показаться и может быть и не важным, но, как мне кажется, стоит о нем порассуждать. Вот когда мы встречаем какого-то человека, мы встречаем человека по одежке, да, есть такая фраза,  пословица «провожаем по уму». А когда речь идет о миссионере, это вот некий облик, по которому ты можешь даже в определенный момент своей жизни сделать вывод о том, какие люди в церкви, кто эти люди и так далее. А вот насколько важно для миссионера уметь говорить правильно, более-менее связно, красиво, насколько важно быть прилежным в том плане, что выглядеть хорошо и следить за собой? Потому что, наверно, вряд ли кто-то захочет беседовать с человеком который, ну не знаю, вида как будто у него нет места жительства.

— Очень важно это. Вы затронули очень важную тему и эта тема, можно сказать, моя самая такая любимая, слово «любимая» оно очень не  хорошо здесь подходит, ну то есть я постоянно об этом говорю на своих занятиях. Три фактора важны -  это внешность православного ритора, оратора, проповедника, миссионера, как хотите назовите, катехизатора, условно говорим, оратора. Внешность, его культура речи, личностные качества. Но прежде чем слушатели узнают о нравственных, личностных качествах проповедника, они, конечно, смотрят на его внешность. Поэтому безупречная внешность, опрятная одежда, там, чисто промытые волосы, ухоженные ногти, ну то есть безупречный внешний вид — это первое: встречают по одежке. И как бы мы не говорили, что это не главное, на самом деле вот тут как ты себя, какая у тебя самопрезентация  -это очень важно.

Второй не менее важный фактор — это культура речи. Если миссионер, катехизатор, проповедник, законоучитель говорит с ошибками, не умеет ставить ударение там, где оно должно стоять, ну конечно, люди слушают и думают: «Если ты, получив образование, не научился говорить на родном языке, не овладел нормами литературного языка, то стоит ли нам доверять тебе?" Если ты пишешь, не ставишь ни точки, ни запятые, если ты пишешь с  такими чудовищными орфографическими ошибками, то, о чем может быть, о чем идет речь? Но и, наконец, вот нравственные качества, это один из принципов миссионерской проповеди. Проповедник и миссионер должен олицетворять собой то, что он проповедует. То есть вот как он учит, так он и должен жить. И вот эти три фактора, они чрезвычайно важны. Давайте ещё раз их повторим: внешность культура речи и личностные качества,

— Поэтому…

— Простите, Дмитрий я Вас перебью, поэтому у нас в институте очень большое внимание мы уделяем таким предметом как русский язык и культура речи. Просто преподаем два семестра подряд. Преподаем риторику, преподаем речевую коммуникацию. Что такое речевая коммуникация? Это дисциплина, которая изучает принципы и правила гармоничного бесконфликтного общения. Мы изучаем также искусство миссионерской проповеди, методику проведения миссионерской беседы.  И вот все эти предметы они как раз нацелены на то, чтобы научить человека говорить. Конечно не все овладевают искусством говорения, потому что здесь еще и какой-то талант должен быть и, собственно говоря, общий культурный уровень. Но то, что мы над этим работаем, это факт, да. 

— Миссионерский институт в этом году получил государственную аккредитацию, сейчас получаются выпускники дипломы государственного образца и ранее имел церковную аккредитацию. Продолжается ли еще набор абитуриентов?

— Да, Дмитрий, я хочу сказать, что мы получили церковную аккредитацию. Это означает, что мы вполне вуз (эта аккредитация выдается Учебным комитетом Русской Православной Церкви) и государственную аккредитацию — это означает, что мы имеем право, оставаясь церковным вузом, выдавать диплом государственного образца.  Сейчас мы уже зачислили, основной набор у нас завершён, но вот на заочное отделение еще можно поступить. Документы на заочное отделение мы все еще принимаем до конца этой недели, до 28 сентября включительно, но если кто-то придет к нам еще и 1 октября, в понедельник, то такому человеку тоже не откажем. И вот в октябре у нас уже полностью закончится набор. Сегодня у нас приблизительно 39, где-то уже  40 человек мы набрали, вот есть еще человек 15 сейчас примем, то, я думаю, что мы выполним нашу задачу.

— Подробности о приеме...

— Подробности... У нас есть приемная комиссия, телефон приемной комиссии — 26936 код города 343, у института есть свой сайт Миссионерского института и на сайте Миссионерского института есть портал абитуриента, там есть вся информация о том, каковы условия поступления, какие документы нужно предоставить. Ну документы... список их очень коротенький, я могу даже сказать: нужен паспорт, диплом об образовании, документ об образовании, фотографии, 4 фотографии 3×4.  Если вы позвоните в приемную комиссию по телефону  269-336 — то наши секретари вам обо всем расскажут. Так что если такое желание возникло, еще на заочное отделение можно поступить до 1  октября.

— Спасибо, Наталия Александровна, у нас время прямого эфира, к сожалению подошло к концу. Ещё можно было бы, конечно. поговорить. Спасибо за то, что Вы пришли, поговорили о миссионерах, миссионерстве и вашей деятельности. Уважаемые зрители, напомню, ректор Миссионерского института Екатеринбургской епархии Наталья Александровна Дьячкова была сегодня в гостях нашей студии. Я благодарю вас за внимание и до встречи в эфире телеканала «Союз».

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.